Недостатки: Искусственный интеллект напарников нагоняет тоску, размеры галактики поражают воображение только на бумаге, а движок порой оказывается не по зубам даже железу Xbox 360.
Резюме: Традиционно сильная, хотя и не лишенная огрехов ролевая игра от BioWare, которая имеет отличные шансы стать началом целого сериала.
Оценка: 9.0
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ИГРА НОМЕРА
Восходящее солнце туманности Андромеда.
Звезды… многие столетия человечество гадало, какие секреты хранят эти крошечные огоньки, кутающиеся в черноту ночного неба. Веками люди стремились найти способ оторваться от земли и,
презрев все мыслимые и немыслимые законы природы, ворваться в бесконечность космоса и познать неизведанное. Десятки сменявших одна другую цивилизаций из поколения в поколение полагали,
что стоит воспарить над родной планетой – и судьба рода людского изменится раз и навсегда. Взлетали к облакам дирижабли, строились самолеты, конструировались корабли для путешествий в
безвоздушном пространстве. С каждым новым шагом границы Солнечной системы становились все ближе. Наконец, земной шар остался далеко позади – а впереди замаячили астероидные поля и
Люди добились своего… и тут же угодили в самый водоворот событий. И события эти не предвещают ничего хорошего. Древнее зло, таившееся в недрах галактики, пробудилось; его слуги уже сеют
смуту и разрушение, а Совет Цитадели по-прежнему бездействует, закрывая глаза на очевидное. Но не стоит раньше времени заказывать траурный марш. В рукаве тех, кому дорого просвещение, есть
еще козыри, да какие! Суперсовременный фрегат «Нормандия» и отважный командор Шепард – вот ответ Земли на козни злоумышленников.
«До сих пор Совет не желал допускать в ряды Спектров людей. Поэтому, Шепард, вам выпал уникальный шанс – доказать, что наша цивилизация ни в чем не отстает от всех прочих. Используете его, и
станете легендой. Потерпите неудачу – и нас отбросит на несколько лет назад!»
Капитан Андерсен
Доверять спасение галактики проходимцу без роду и племени, да к тому же даровать ему звание Спектра, будь он хоть трижды герой, Совет не позволит – прежде чем отправиться в путешествие,
придется уделить немного времени заполнению «анкетных данных». Список вопросов знаком любому поклоннику ролевых игр (в том числе и от BioWare) и, скорее всего, никаких затруднений на данном
этапе не возникнет. Натуры творческие могут для начала поменять имя «Джон» на что-нибудь более с их точки зрения благозвучное (проставить в паспорте патриотическую фамилию «Иванов» вместо
англо-саксонской «Шепард», увы, не удастся), а заодно сменить пол: устав Спектров не запрещает нанимать женщин на ответственные посты. Более того – прекрасный пол вправе рассчитывать не
только на стандартные бонусы в виде несколько видоизмененных диалогов, но и заметно большее пространство для маневра по части личных взаимоотношений. Представители сильной половины
человечества в Mass Effect традиционно не подозревают о существовании однополой любви, зато девушки в этом вопросе куда более сведущи, к тому же не склонны идти на поводу у расовых
предрассудков, когда дело касается высоких чувств.
Еще один параметр, которому стоит уделить внимание: внешность многоликого (многоликой?) Шепарда. Мечта всех инопланетых дам предпенсионного возраста, коротко стриженый красавец с
квадратной челюстью и неизменной «легкой небритостью», фигурирующий на большинстве официальных скриншотов, в действительности оказывается лишь одним из доступных вариантов, от него
запросто можно и отказаться. Верная себе BioWare предлагает сторонникам пластической хирургии несколько готовых вариантов «морды лица» (признаться, не очень-то симпатичных), хотя есть и
другой путь – вылепить будущую знаменитость самостоятельно в специальном редакторе, корректируя длину носа, размер и расположение глаз или, к примеру, размах геройских ушей. До гибкости
аналогичного редактора в Oblivion детищу канадской студии пока далековато, но после Knights of the Old Republic и Jade Empire даже сама возможность повлиять на внешность виртуального протеже –
уже существенный шаг вперед.
Напоследок предстоит разобраться с профессиональными навыками – и тут нужно действовать очень аккуратно. Про смену специализации в Mass Effect слыхом не слыхивали, поэтому заранее
подумайте, какой из имеющихся вариантов лучше соответствует вашим предпочтениям. Сразу оговоримся, универсальных воинов в предложенном списке нет, не помогут даже полученный со
временем опыт и стандартная для жанра «прокачка» отдельных параметров: несмотря ни на что, преимущества в одном неизменно оборачиваются слабостями в чем-то другом – слабостями, которые
предстоит компенсировать талантами компаньонов. Скажем, Солдат (Soldier) имеет все шансы обучиться виртуозному владению практически любым огнестрельным оружием и в перспективе может
носить каждый из трех классов брони. Однако из-за низких Tech-показателей ему никогда не найти общий язык с электроникой, компьютерными системами и кодовыми замками, да и телепатические
Biotic-способности (закамуфлированная под нужды НФ магия) будут развиты крайне слабо. С другой стороны, обученный разнообразным телепатическим трюкам Адепт (Adept) даже на поздних этапах
игры имеет весьма смутные представления о том, с какой стороны берутся за снайперскую винтовку, и отличается на редкость хлипким здоровьем, что автоматически ставит его в зависимость от
Инженера (Engineer), исполняющего одновременно роль врача и хакера. Три компромиссных решения – Infiltrator, Sentinel и Vanguard – помогут несколько расширить сферу применения потенциального
Спектра, но не избавят его от известных слабостей, напоминающих о себе в самый неподходящий момент. Например, в пылу сражения.
«Вы когда-нибудь встречались с отрядом асари-коммандос, Шепард? Немногим выпадал такой шанс. И никому еще не удавалось рассказать о подобной встрече другим…»
Матриарх Бенезия
Поверьте нам на слово: спецотряд голубокожих красоток – противник действительно серьезный даже для нюхнувших пороху ветеранов, не говоря уж о зеленых новичках. Асари метко стреляют и
виртуозны в обращении с Biotic-атаками – что они и не замедлят продемонстрировать, вздумай вы зазеваться. Но Асари, к сожалению, далеко не единственные, кто мечтает пустить кровь Шепарду по
мере его приближения к намеченной цели. Главный недруг командора, зловредный турианец Сэрен, многих успел собрать под своими знаменами. Так что сражаться предстоит и с тяжеловесными
ящерообразными кроганами, и с насекомоподобными ракнай и, конечно же, полуразумными гетами – они-то как раз и составляют костяк армии мятежника. Без истребления соплеменников тоже не
обойтись: стремясь стать полноправными членами галактического сообщества, люди успели влезть и в большую политику, и в организованную преступность, всюду демонстрируя завидную прыть и
нешуточный напор. Так что не слишком удивляйтесь, обнаружив на какой-нибудь богом забытой планетке орудующих в составе пиратской шайки землян – открытый космос гарантирует поистине
бескрайние возможности. Главное, не забывать: любопытных чужаков нигде не жалуют и настойчивые попытки сунуть нос в чужие дела почти наверняка приведут к незапланированным конфликтам и
вспышкам насилия. И если уж взялись быть в каждой бочке затычкой, извольте подготовиться должным образом. В противном случае вы очень скоро убедитесь – жизнь пацифистов и слабаков в мире
Mass Effect коротка и драматична. И это не пустые слова!
Помнится, прошлые творения BioWare не раз упрекали в излишне упрощенных схватках – мол, весело, конечно, быть джедаем и шинковать недругов световым мечом, но уж очень быстро приедаются
дуэли, никто не в состоянии оказать достойного сопротивления, некому бросить вызов. Что ж, для всех желающих проверить себя сотрудники студии от души закрутили гайки, изрядно подправили
баланс и… превратили некоторые сражения (те же встречи с боссами) в серьезные испытания на прочность, когда любой, даже, казалось бы, незначительный промах грозит поражением. Враги отныне
полагаются не только на численное превосходство, но и умело пользуются укрытиями, регулярно пытаются заманить вас под перекрестный огонь, либо норовят зажать в угол, безжалостно отсекая
пути к отступлению. Единственный выход в подобных ситуациях – хирургически-аккуратно и за доли секунды планировать собственные атаки, плюс, конечно же, на полную катушку задействовать
напарников. Обойтись без них зачастую вообще не удается: одиночек растерявшие всякий стыд супостаты стаптывают за считанные секунды, глумливо игнорируя всякие попытки оказать
сопротивление.
«Мне кажется, Шепард, тебе не наплевать на других. Поэтому они верят в тебя и идут за тобой – люди, асари, кроганы. Они думают, ты спасешься сам, но прежде покажешь им путь к этому
спасению».
Консорт Шаира
Впрочем, напарники с одинаковым успехом могут стать как гарантией блестящей победы, так и поводом для сильнейшего раздражения – как ни странно, искусственный интеллект ваших сторонников
остается для BioWare камнем преткновения еще со времен первой Baldur’s Gate, и в Mass Effect все хронические болезни дружественного AI обострились до предела. Застрять в узком коридоре? Нет
проблем, сэр! Прикорнуть где-нибудь в тихом уголке, пока очередная ватага гетов напоминает игроку о пользе Quick Save? О чем разговор! Любой встреченный на пути ящик имеет все шансы
превратиться для вашей команды в серьезнейшее препятствие, рядом с которым козни Сэрена покажутся детскими шалостями, а заурядная лестница порой заставляет подчиненных застыть в немом
восхищении где-то между второй и третьей ступенькой. Справедливости ради отметим, что и у противников периодически случается помутнение рассудка – но радоваться этому обстоятельству, по
пятому разу воскрешая того или иного бойца, сил обычно уже не хватает.
Так почему бы время от времени не переключаться с одного персонажа на другого, личным примером восстанавливая пошатнувшуюся дисциплину, спросят некоторые. А не положено – ответим мы.
Боевую систему (и, в частности, модель управления отрядом) в очередной раз существенно перекроили, совершив еще несколько осторожных маневров у границ жанра action – и напрямую
контролировать вы можете одного только Шепарда. Для двух других участников команды существует набор простейших распоряжений, которыми, по идее, необходимо призывать ошалевших
сослуживцев к порядку. Однако приказной тон работает далеко не всегда – на борту «Нормандии» налицо проблемы с дисциплиной, и слушаются вас не все и не во всем. Свою лепту вносит и почти
полный отказ от благ интерактивной паузы – она используется лишь для быстрой смены экипировки и назначения специальных атак, тогда как собственно сражения проходят в реальном времени и
скорее напоминают перестрелки из Gears of War, разве что менее динамичные и не столь зрелищные. Вот и попробуйте, лавируя от одного ненадежного укрытия к другому, думать разом и о
безопасности главного героя (его смерть автоматически означает Game Over), и о подозрительном поведении здоровяка Врекса, вздумавшего в самый ответственный момент безучастно топтаться в
сторонке. Особенно обидно, когда из-за подобных «капризов» приходится несколько раз переигрывать ключевые для сюжета сражения – с той же Бенезией и целой толпой ее приспешников, ничуть не
склонных засыпать на ходу.
К счастью, как и полагается породистой RPG, в придачу к военным действиям Mass Effect дает возможность проявить себя и в мирной жизни – благо, простор для добрых дел не так уж мал. Правда,
говоря «добрых», мы несколько опережаем события, ведь Шепард, хоть он и не джедай, постоянно вынужден делать выбор между светлой и темной стороной.
«Многие называют их мессиями, рыцарями без страха и упрека, защитниками угнетенных и обездоленных. Я вижу совсем другое. Спектры считают себя выше закона, выше порядка. Они думают, будто
им дозволено творить все, что вздумается. Они – преступники!»
Исполнитель Паллин
То, что в далекой-предалекой галактике называли Светлой и Темной сторонами Силы, в Mass Effect превратилось в Paragon и Renegade соответственно. Первый путь – вымощенная белым мрамором
дорога вечного пионера, друга несчастных старушек, скорбящих мужей и матерей-одиночек. К такому человеку толпами стекаются обиженные и притесняемые, непременно норовя о чем-нибудь
попросить. Этого лишили работы, тому не дают увидеться с любимыми родственниками, у третьего назревает конфликт с местным криминалом. Кто поможет? Конечно же, Шепард – витязь в сияющих
доспехах и с новехонькой винтовкой за плечами. Перед таким, пожалуй, стушуется и видавший виды гангстер, и проныра-работодатель, и невозмутимый чиновник-крючкотвор. Даже на первых порах
авторитет командора становится весомым аргументом во многих спорах – нужно только научиться правильно его использовать, обнаруживая слабину в психологической обороне оппонента. Но Paragon
– не для тех, кто любит запугивать и, чуть что, хвататься за оружие. Это выбор сторонников тонкой дипломатии и терпимости по отношению к любому разумному существу, и выбор не всегда
благодарный. Делая добрые дела, вы будете вынуждены часами слушать нытиков и приставал, каждый раз тщательно подбирать ответы, сохранять хладнокровие в любых ситуациях и… работать
бесплатно! Да-да, деньги – редкая награда за широту души, презренный металл любит циников и злодеев. Зато выбравшие Paragon могут рассчитывать на дополнительную порцию experience points и
чистосердечное «спасибо». Если вдуматься, не так уж и мало: первое позволит подкачать мускулы, второе добавит плюсик-другой к и без того ослепительно-белой репутации.
Иное дело – Renegade, извилистая тропка для тех, кто не привык задумываться о совести и морали, начхать хотел на общественный порядок, конституционные права и гражданские свободы. Не
понравился собеседник? Так прямо ему об этом и скажите! А лучше – сразу бейте по зубам, чтобы не скалился, а понял, с кем имеет дело и чем чревата возможная ссора. Имущественные споры
отныне легки и непринужденны – несколько выстрелов в упор, контрольный в голову. Справедливости ради отметим: кое-кому хватает намека на скорый суд и расправу, чтобы пойти на уступки. Но,
конечно же, и упрямцев сыщется навалом. Вместе с тем, потенциальные «ренегаты», действуя грубо и прямолинейно, частенько лишают себя довольно интересных дополнительных заданий и, кроме
того, рискуют остаться непонятыми своей же командой – хотя и последователи Paragon не застрахованы от идейных разногласий. Одним словом, BioWare и тут остались верны традициям, в очередной
раз недвусмысленно предложив вам попробовать оба варианта взаимодействия с окружающими. Тем более что упомянутых «окружающих» в Mass Effect не так уж и много.
«Мы оставляем наш флот, семью, друзей, чтобы найти новые знания. Даже крупицы неизвестной ранее информации могут быть очень важны для нас. Они помогают нам иначе взглянуть на мир и с
новыми силами бороться за существование».
Тали’Зора нар Райа
Озвученные ранее обещания сделать бескрайним мир Mass Effect разработчики формально сдержали – список доступных для исследования планет поначалу вызывает священный трепет и желание
попрощаться со свободным временем на ближайшие месяцы. Несколько полноценных солнечных систем, космические туманности, затерянные в астероидных полях исследовательские станции, не
говоря уж о титанической Цитадели – кажется, такими просторами могла бы гордиться любая MMORPG. Но приглядитесь к перечисленным объектам – и многие из них окажутся всего-навсего
названиями на галактической карте, другие схожи между собой как две детские песочницы (и сильно напоминают их размерами), а третьи не отличаются многолюдностью. Более того – подавляющая
часть местных жителей знать не желают никакого Шепарда и на попытки завязать разговор реагируют крайне вяло, отделываясь универсальными фразами в духе «Отлезь, гнида!». К слову, двигаться с
места грубияны не желают, предпочитая часами торчать у однажды выбранного фонарного столба…
«Да вы только гляньте на эту громадину! Самая большая из космических станций Альянса рядом с нею кажется игрушечной».
Джефф «Джокер» Моро
…до которого вам еще бежать и бежать – ибо демографический кризис авторы Mass Effect компенсировали нешуточной архитектурной удалью. Не будь каждая территория в отдельности снабжена
подробной картой, ваши похождения очень быстро превратились бы в злоключения героев «Трое в лодке, не считая собаки» в Хэмптно-Кортском лабиринте, где выход, как известно, там же, где и
вход. Правда, подобный размах дорого обошелся игре: невероятно красивая картинка страдает от частых и тяжелых приступов эпилепсии, многие эпизоды загружаются неохотно, упрямо напоминая:
возможности Xbox 360 отнюдь не безграничны. Впрочем, это вовсе не повод предаваться грустным мыслям – помните, виртуальный мир в большой опасности, и он действительно настолько хорош,
чтобы его стоило спасти.
Sale?
Оружие, броню и снаряжение в Mass Effect можно подбирать на поле боя, а можно приобретать на честно заработанные средства у встреченных по пути торговцев. Первый вариант, как ни странно,
предпочтительнее: трофейные экземпляры обычно превосходят те, что находятся в свободной продаже, по всем статьям. Кстати, избавиться от ненужного хлама (либо, наоборот, что-нибудь купить)
можно и не покидая родного корабля – штатный техник «Нормандии» всегда рад случайному приработку.
Ход броневиком
Поверхность многих планет зачастую не слишком подходит для пеших прогулок – могут возникнуть непредвиденные проблемы со здоровьем. Чтобы предотвратить подобное, на борту «Нормандии»
имеется довольно маневренный вездеход, к тому же хорошо вооруженный. С его помощью можно и на хорошо охраняемую неприятельскую базу прорваться, и время сэкономить.
Идущие вместе
Моральный облик героя вы будете определять собственными решениями по мере прохождения игры. Однако под вашим началом находится еще полдюжины разномастных искателей приключений,
личность и мировоззрение которых уже сформированы. О них-то мы и расскажем подробнее.
Кэйдан Аленко (Kaidan Alenko)
Первый из тех, кто вступит в вашу команду. Аленко служит вместе с Шепардом на борту «Нормандии» и среди коллег пользуется репутацией исполнительного, немногословного человека,
предпочитающего слушать, а не болтать. Боец из него достаточно слабый, но Кэйдан сносно разбирается в электронике (благодаря хорошим Tech-показателям), да и биотик из него может получиться
неплохой. Превратившим Шепарда в женщину на заметку: в этом случае Кэйдан становится главным претендентом на сердце командора.
Эшли Вильямс (Ashley Williams)
Эшли – единственная, кто уцелел при столкновении отряда пехотинцев с полчищем гетов, после чего игрок волен предложить ей перейти на борт «Нормандии». Несмотря на принадлежность к классу
Soldier, Вильямс никакими выдающимися талантами не отличается. Разве что время от времени демонстрирует откровенную нелюбовь в представителям других рас и не менее откровенную симпатию –
к Шепарду.
Гэррус Вакериан (Garrus Vakarian)
Мрачноватый турианец, некоторое время служивший в силах правопорядка, но позже примкнувший к команде Шепарда. Гэррусу категорически не нравятся бюрократы и бюрократия. Турианец
довольно крепок, умело владеет разнообразным оружием и кое-что смыслит в инженерных навыках. Правда, Biotic-способностей в нем ни на грош.
Лиара Т’Сони (Liara T’Soni)
Родная дочь одного из ваших главных недругов, матриарха Бенезии, Лиара не разделяет убеждения матери и до поры увлеченно занимается археологией. Позднее обстоятельства вынуждают ее
укрыться на «Нормандии» и вступить в ваш отряд. Лиара – хороший биотик, и чем выше ее уровень, тем разрушительнее становятся атаки. Ближе к финалу синеликая девушка вполне способна
составить конкуренцию коротышке Йоде, рискни он заглянуть в Mass Effect из «Звездных войн».
Тали’Зора нар Райа (Tali’Zorah nar Rayya)
Застенчивая представительница расы кворианов – создателей гетов. Как и полагается каждому молодому квориану, Тали отправляется в Паломничество – длительное путешествие, во время которого
кворианы ищут новые знания и технологии. Тали – талантливый представитель класса Engineer, но довольно слаба физически и нуждается в прикрытии.
Урднот Врекс (Urdnot Wrex)
Весьма колоритный кроган – немногословный, прагматичный и не склонный к душевным терзаниям (за исключением одного эпизода, о котором мы, впрочем, умолчим). Врекс – настоящий танк,
живучий, проворный, к тому же наделенный кое-какими Biotic-талантами. Один из первых кандидатов в команду – особенно если планируется масштабный мордобой.
Most wanted
Хотя злодеев в Mass Effect не так уж мало, большая их часть – мелкие сошки, на разборки с которыми уйдут считанные минуты. Но есть и такие, с кем придется провозиться куда дольше.
Сэрен Артериус (Saren Arterius)
Бывший Спектр – этого звания он лишился не без участия нашего подопечного – большой человеконенавистник и по совместительству главный недруг Шепарда, Сэрен задумал перекроить мироздание
по собственному усмотрению. Во всяком случае, он искренне верит, что действует самостоятельно. Встречи с Артериусом будут редкими, но запоминающимися: настоятельно рекомендуем
подготовиться к каждой из них должным образом.
Матриарх Бенезия (Matriarch Benezia)
Асари очень преклонных лет (представительницы этой расы получают звания матриарха лишь на закате жизни) и едва ли не самый могущественный биотик в игре. Об этом вам сначала расскажут, а
позже Бенезия и сама охотно устроит показательное выступление. Договориться с дамой, к сожалению, не удастся – волей-неволей придется драться, а потом – смотреть очень драматичную
сюжетную сцену.
Соверен (Sovereign)
Так называется личный корабль Сэрена. Казалось бы, что может быть интересного в обычной космической посудине, пусть и очень большого размера? Однако «Соверен» – корабль необычный, в чем вы
сможете убедиться лично.
Любопытных чужаков нигде не жалуют, и настойчивые попытки сунуть нос в чужие дела почти наверняка приведут к конфликтам и насилию.
Делая добрые дела, каждый раз тщательно подбирайте ответы в диалогах, во что бы то ни стало сохраняйте хладнокровие и… работайте бесплатно!
Не понравился собеседник? Лучше сразу бейте по зубам, чтобы не скалился, а понял, с кем имеет дело и чем чревата возможная ссора.
Несколько полноценных солнечных систем, космические туманности, затерянные в астероидных полях исследовательские станции, не говоря уж о титанической Цитадели – кажется, такими