Достоинства: «Наиболее полная и красивая» версия игры, породившей известнейший сериал.
Недостатки: Добавки незначительны, графика неутешительно слаба, боевая система скучна и примитивна, геймплей однообразен, а сюжет и персонажи просто никудышные.
Резюме: Два переиздания были уместны, третье – уже чересчур. Первая Final Fantasy насквозь архаична, и никакими косметическими улучшениями этого не исправить.
Оценка: 5.0
Final Fantasy II Anniversary Edition
Сергей Цилюрик td@gameland.ru
Платформа: PlayStation Portable
Жанр: role-playing.console-style
Российский дистрибьютор: «1С»
Зарубежный издатель: Square Enix
Разработчик: Square Enix
Количество игроков: 1
Обозреваемая версия: PlayStation Portable
Онлайн: http://na.square-enix.com/ffanniversary
Достоинства: «Наиболее полная и красивая» версия лучшей JRPG 1988 года.
Недостатки: Добавки незначительны, графика неутешительно слаба, боевая система чудовищно несбалансированна, геймплей нуден и однообразен.
Резюме: Чуть интереснее, чем первая часть, но все равно безнадежно устарела и не сравнится ни с одной современной ролевой игрой.
Оценка: 5.5
Двадцать свечек на торте. Причесанный именинник в линялых трениках. Вялые поздравления. Скучающие гости.
Square Enix очень любит снова и снова переиздавать свои старые хиты – ранние части Final Fantasy, если быть точным. Клепание портов и римейков нельзя назвать неблагодарным занятием; напротив, если речь заходит, к примеру, о ранее не выходивших на английском языке играх, теплый прием гарантирован. Так, Final Fantasy Origins, компиляция из первой и второй частей именитого сериала, вышла на PS one аж в 2003 году – и ей были рады. Те же две части появились год спустя на GBA в виде сборника Dawn of Souls, где не только обрели портативность (полезную для столь нудных игр), но и обогатились дополнительными подземельями. Казалось бы, именно Dawn of Souls – лучший приют, о каком только могли мечтать FF-старушки. Ан нет – Square Enix решила на двадцатилетие сериала «порадовать» народ не долгожданным римейком Final Fantasy VII, а еще одним переизданием двух первых выпусков. На сей раз – на PSP. Причем – внимание! – не вместе, как в случае с Origins и Dawn of Souls, а по отдельности, да еще и назначив цену за каждый UMD выше, чем за всю Dawn of Souls. И ведь нововведений в обеих частях Anniversary Edition не наберется даже на то, чтобы оправдать само их существование!
Графика, конечно. Они в очередной раз обновили графику. Да, она смотрится чуть лучше, чем раньше, но это все равно лишь уровень 16-битной SNES. На платформе, способной выдавать красивое 3D, «юбилейные» издания выглядят просто позорно. Старые мелодии удостоились хорошего звучания, но все города, подземелья, монстры и сюжетные диалоги перекочевали из оригинала один в один. По бонусному подземелью на каждую часть – вот все, что отличает содержимое каждого Anniversary Edition и Dawn of Souls.
И ведь востребованность дарованных подземелий под огромным вопросом. Дело даже не в них самих: боевые системы обеих частей не пробуждают появлению у игрока интереса к дополнительным испытаниям. Право, редкий современный геймер сможет вытерпеть те сотни неприлично частых боев, что выпадут на его долю при прохождении «сюжетных» катакомб, – а ведь здесь еще есть и многоэтажные гроты из Dawn of Souls! И битвы, отнимающие добрых две трети игрового времени в обеих частях, как минимум, преступно монотонны.
Первая Final Fantasy породила систему профессий – увы, не развив ее в должной мере. В начале игры создается команда из четырех героев, каждому из которых можно назначить любую из шести специальностей – воина, вора, каратиста либо белого, черного или красного магов. От выбранного класса зависит возможность использования покупаемых в магазинах заклинаний и экипировки. Собственно, больше ни на что игрок повлиять и не может, и вынужден с этой командой плестись через всю игру.
Во второй части Square решила поэкспериментировать. Персонажам дарована свобода выбора магии и экипировки, но эффективность оружие и заклинания приобретают лишь при их частом применении в бою. Аналогично повышаются и характеристики персонажей: если героя больно били, то можно рассчитывать на увеличение стамины да запаса НР; если в битве использовалась магия – вырастет соответствующий показатель. Беда в том, что эта неплохая в теории система абсолютно не сбалансирована. Так, персонаж с максимальным числом НР запросто может оказаться самым уязвимым, а магия и вовсе бесполезна по сравнению с обычными атаками. Целенаправленное развитие персонажей, подразумеваемое подобной схемой, на практике оказывается тщетным и бессмысленным.
Самое обидное – то, что эти проблемы тоже отмечают юбилей. Двадцать лет Square издает игры, ленясь исправить в них очевидные недочеты. Недочеты, которые непростительны даже в таком консервативном жанре, как JRPG.
К слову о JRPG: всем известно, что жанр этот зиждется на запоминающихся персонажах и крепкой сюжетной линии. Ни того ни другого в первой Final Fantasy нет в принципе. Вторая часть делает заметные потуги: есть изобилующий событиями сценарий, сильно смахивающий на «Звездные войны», персонажи обретают лица и некие подобия характеров. Именно поэтому вторая часть и удостаивается чуть большей оценки: противоборство повстанцев и Империи больше похожа на «правильную» JRPG, нежели поход четырех наборов характеристик за четырьмя кристаллами. Прохождение основной сюжетной линии без излишней прокачки и дополнительных испытаний займет 10-15 часов для каждой части, что по нынешним меркам маловато. Даже суммарно.
Final Fantasy – любимый и известный сериал, и долгожданное появление его на PSP могло для многих стать важным аргументом в пользу портативной консоли от Sony. Этих людей и хочется упредить: обе части Anniversary Edition – не более чем припудренные беглянки родом с GBA, лишенные всякой самостоятельной ценности. И даже свои пять баллов из десяти эти игры получают только потому, что они – часть великого сериала, исторические вехи, символы зарождения жанра, и лишь в этом свете рекомендуются для ознакомления.
Square Enix решила на двадцатилетие сериала «порадовать» народ еще одним переизданием первых двух частей.